“С заботой о каждом”

Дисграфия

Дисграфия – патологическое состояние, которое характеризуется расстройством процесса письма. С диагнозом дисграфия сталкиваются родители 50% младших школьников и 35% школьников средней школы. Кроме того, в 10% случаев эта патология развивается у взрослых людей, когда по каким-либо причинам у них нарушается работа высших психических функций.

Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.

Это расстройство неразрывно связано с таким расстройством, как дислексия – трудность во время чтения, поскольку чтение и письмо – это две составляющие одного психического процесса.

В младшем школьном возрасте заболевание не диагностируется, поскольку в этот период нервная система ребёнка ещё недостаточно сформирована. Однако уже в таком возрасте родители могут заметить незначительное отклонение в речевом развитии своих детей, поэтому следует внимательно относиться к любым отклонениям от нормы, которые могут в будущем привести к серьёзным проблемам в обучении.

Назвать дисграфию заболеванием было бы неправильно, поскольку патологией считается аграфия – полная неспособность к письменной деятельности. Дисграфия же – это лишь частичное нарушение этого вида деятельности, которое при соответствующей коррекционной работе может быть восстановлено до практически нормального уровня.

Сведений о том, что дисграфия полностью излечивается, нет – всё равно дети, а в последующем и выросшие из них взрослые, испытывают определённые трудности при письме (но трудности эти незначительны). Если же патологию не корректировать, тогда во время школьного обучения и во взрослом возрасте, люди могут столкнуться с серьёзными психологическими проблемами, связанными с осознанием своей неполноценности и насмешками окружающих.

На сегодняшний день причины дисграфии полностью не выяснены. Известно, что овладение навыками письма происходит при адекватной сформированности всех составляющих устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматической составляющей речи, её фонетического восприятия и связной речи.

К появлению отклонения приводит нарушения формирования головного мозга в утробе матери или же его поражения. В частности, у женщин с патологической беременностью чаще наблюдается рождение детей, у которых в последующем наблюдаются признаки дисграфии в той или иной степени выраженности. Также у ребёнка может развиться патология в том случае, если он:

  • пережил родовую травму или асфиксию;
  • переболел менингитом или энцефалитом;
  • болел тяжёлыми инфекционными патологиями или соматическими заболеваниями.

Все эти причины приводят к истощению нервной системы ребёнка, из-за чего не происходит своевременное развитие психических функций и развивается дисграфия.

Также на развитие этого отклонения влияют социально-психологические факторы. В частности, педагогическая запущенность может привести к тому, что ребёнок вовремя не откорректировал свои письменные навыки, и у него развилась дисграфия. Кроме того, к факторам риска относятся:

  • проживание в двуязычной семье;
  • нехватка речевых контактов;
  • неоправданное раннее обучение ребёнка письму, когда его нервная система ещё не готова к этому;
  • невнимание родителей к ребёнку.

Существует и фактор наследственной предрасположенности к такой патологии, как дисграфия. Кроме того, дети с различными функциональными нарушениями органов зрения или слуха также подвержены развитию этого нарушения во время школьного обучения.

Если говорить о взрослых, то причинами развития этого отклонения могут быть травмы головы, пережитые инсульты, нейрохирургические вмешательства, а также опухолевидные процессы в мозгу.

Существует несколько разновидностей такого расстройства, как дисграфия, которые характеризуются теми или иными проблемами, возникающими при письме.

Специалисты выделяют такие формы нарушения, как: акустическая, артикуляторно-акустическая, агрофическая, оптическая дисграфия, а также нарушение, связанное с несформированностью языкового анализа.

В зависимости от формы, могут проявляться такие признаки дисграфии:

  • неспособность распознавать похожие звуки – п-б, д-т и прочие;
  • неспособность распознавать написание схожих графических элементов (З-Э, Р-Ь-Ы, И-Н);
  • недописывание окончания слов;
  • замена местоположения слогов (окно-онко);
  • неспособность применять на письме согласование падежей (добрый мама, на машина);
  • неспособность писать отдельно или вместе предлоги (при ходить, принем).

Все эти симптомы требуют консультации специалиста. Очень важно провести дифференциальную диагностику данной патологии от обычной неграмотности, которая может быть следствием психологической запущенности, что сделать может только квалифицированный логопед. В случае если это дисграфия – диагностика показывает выраженные ошибки, имеющие стойкий характер.

На сегодняшний день специалисты сходятся во мнении, что предотвратить развитие этого отклонения невозможно, но можно ещё до поступления ребёнка в школу определить, что у него имеются некоторые нарушения психических функций.

Поэтому лечение дисграфии заключается в проведении коррекционной работы с ребёнком опытным логопедом, однако предварительно нужно обследоваться у невропатолога, окулиста и детского ЛОРа, чтобы исключить наличие у него функциональных патологий.

Существует множество методик, позволяющих исправить те или иные недостатки письма у ребёнка. Однако заниматься самостоятельно с ребёнком, как делают многие родители – это значит, потерять драгоценное время, поскольку только опытный специалист может так подобрать для него программу коррекции, что получит оптимальный результат за короткий период.

https://youtube.com/watch?v=xB3M_5niKrE%3Frel%3D0

Врачи отмечают, что дисграфия представляет собой сложное нарушение, которое затрагивает процесс письма и может существенно повлиять на учебную деятельность детей. Специалисты подчеркивают, что это не просто неумение писать, а специфическое расстройство, связанное с нарушением координации движений, восприятия и памяти. Врачи рекомендуют раннюю диагностику и индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволяет разработать эффективные методы коррекции. Психологи и логопеды играют важную роль в реабилитации, используя специальные упражнения и игры для улучшения навыков письма. Важно также поддерживать эмоциональное состояние ребенка, чтобы избежать негативных последствий для его самооценки и мотивации к обучению.

Дисграфия — это нарушение, которое затрагивает способность человека писать. Многие родители и учителя сталкиваются с этой проблемой, замечая, что ребенок испытывает трудности с написанием букв и слов, несмотря на нормальное развитие других навыков. Люди часто описывают дисграфию как невидимую преграду, которая мешает детям выражать свои мысли на бумаге. Это может вызывать у них чувство неуверенности и фрустрации. Важно отметить, что дисграфия не связана с интеллектом; многие дети с этим расстройством обладают высоким уровнем умственных способностей. Психологи и логопеды подчеркивают, что ранняя диагностика и поддержка могут значительно помочь в преодолении трудностей, связанных с письмом. Общество должно быть более внимательным и понимающим к таким детям, создавая условия для их успешной адаптации и развития.

Вопрос-ответ

ДисграфияДисграфия

Что такое дисграфия простыми словами?

Так что же такое дисграфия? Определение в логопедическом словаре звучит так: дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойко повторяющиеся ошибки: замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Как пишут люди с дисграфией?

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. – фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж), – искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов),

✍️ ДИСГРАФИЯ | ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ✍️ ДИСГРАФИЯ | ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ

Можно ли исправить дисграфию?

При своевременном обращении за помощью к логопедам и дефектологам с дисграфией в большинстве случаев удается успешно справиться. В дальнейшем ребенок если и будет испытывать некоторые трудности с освоением материала в письменной форме, то они окажутся незначительными.

Как понять, есть ли у тебя дисграфия?

Симптомы и признаки дисграфии: Заменяет буквы, переставляет их местами, пропускает или напротив добавляет лишние буквы при написании слов. Допускает большое количество ошибок при письме, которые носят стойкий характер на протяжении долгого времени – «работа над ошибками» не помогает.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту. Если вы или ваш ребенок испытываете трудности с письмом, важно проконсультироваться с логопедом или психологом. Они помогут определить степень дисграфии и предложат индивидуальные методы коррекции.

СОВЕТ №2

Практикуйте регулярные упражнения. Занимайтесь развитием моторики рук через рисование, лепку или игры с мелкими предметами. Это поможет улучшить координацию и подготовить руку к письму.

СОВЕТ №3

Используйте специальные методики обучения. Применяйте техники, такие как фонетическая и визуальная коррекция, которые помогут лучше усваивать материал и развивать навыки письма. Например, использование цветных ручек для выделения звуков может быть полезным.

СОВЕТ №4

Создайте комфортную учебную среду. Обеспечьте спокойное и организованное пространство для занятий, где не будет отвлекающих факторов. Это поможет сосредоточиться на процессе обучения и снизить уровень стресса.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста