Логопедическое обследование проводится с целью выявления нарушений в речевом развитии ребёнка: они очень разнообразны и подход к ним тоже нужен разный.
В проводимое нами диагностическое обследование речи входит проверка устной и письменной речи, слухоречевой памяти, звукопроизношения, общей, мелкой и артикуляционной моторики, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематического восприятия, понимания речи, её лексического и грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи и т. д. Также логопед проверяет, нет ли отклонений в строении губ, языка, нёба (короткая уздечка языка, высокое «готическое» нёбо, параличи мышц лица).
Нарушения речи могут проявиться в самом раннем возрасте и важно вовремя их заметить. Это позволит исправить их в короткий срок с минимальным вложением денег. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег потребует коррекция. Поэтому рекомендуется впервые приводить детей на диагностику к логопеду в период с 2 до 3 лет.
Диагностика определённо требуется детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма. К сожалению, иногда данный диагноз ставят ошибочно, а у малыша может быть просто темповая задержка речи или её общее недоразвитие, что тоже является проблемой, но в сравнении с аутизмом гораздо менее серьёзной. Есть ещё один важный момент: детская речь в своём развитии проходит один и тот же путь, независимо от того, нормальное это развитие или нет. У детей с речевыми недостатками всегда имеется пусть медленное, но всё-таки продвижение вперёд. Очень важно выявить, насколько ребёнок способен продвинуться по пути преодоления речевой патологии. Это тоже показывает диагностика.
По завершению обследования специалист обязательно: